ГДЗ по Окружающему Миру 4 Класс Часть 1 Страница 139 Плешаков — Подробные Ответы
- По своим наблюдениями расскажи, какие растения и животные пресных вод встречаются в вашем крае.
В новосибирской области у пресных водоёмов встречаются все самые известные растения: рогоз, камыш, тростник, стрелолист.
Животные у пресных водоёмов тоже самые обыкновенные: утки, водомерки, бобры, лягушки, цапли, улитки.
- Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края. Попроси соседа по парте проверить твою работу. Если потребуется, исправь ошибку, видоизменяя модель.
Цепи питания в пресноводном сообщества Новосибирской области.
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
- По приведённому на с. 127 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края. При необходимости используй краеведческую литературу.
1. Пресноводное сообщество Новосибирской области
2. Организмы, составляющие сообщество: водные растения, микроорганизмы, микроскопические водоросли, рыбы, птицы, звери.
3. Экологическия связи сообщества можно выразить в таких цепях питания:
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
4. Значение сообщества для человека заключается в том, что это – большой источник пресной воды, необходимой и в приготовлении пищи и на производстве. Источник рыбы, которую используют в пищу и для получения лекарственных веществ.
5. Влияние человека на сообщество заключается в том, что большое количество мусора отравляет воду, живых организмов в нём и самого человека. Кроме того, деятельность заводов может привести к выбросам в водоёмы ядовитых веществ. Неумеренное же использование воды грозит уменьшением количества пресной воды, необходимой для жизни всего живого.
6. Охрана сообщества заключается в том, что ведётся тщательный контроль за деятельностью заводов и их деятельность около водоёмов. Кроме того проводятся различные очистительные мероприятия по спасению малых пресных водоёмов: болот и озёр. Наконец, проводятся разные акции, которые привлекают людей к проблеме сохранения пресных водоёмов.
Обсудим!
Названия каких растений и животных говорят об их жизни в воде?
Названия животных, которые говорят о том, что они живут в воде: прудовик, жук-плавунец, клоп-водомерка.
Названия растений, которые говорят о том, что они живут в воде: водоросли, водокрас.
Какие приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
Ряска – маленькие растения, которыми питаются утки-кряквы, не имеют корней. Они способны передвигаться с потоками воды и при этом получать питательные вещества.
Рыбы – обтекаемая форма тела, плавники, хвост и жабры.
Цапля – длинный клюв, длинные ноги.
Утки – перепонки между пальцами.
Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Если исчезнут лягушки численность комаров возрастёт, ведь хищники не будут на них охотиться. Численность цапель наоборот уменьшится, потому что им нечем будет питаться. Лягушки могут исчезнуть из-за того, что водоёмы будут слишком загрязнены или уменьшится численность их источников питания.
Проверь себя
Какие живые организмы составляют пресноводное сообщество?
Пресноводное сообщество составляют водные растения, микроорганизмы, микроскопические водоросли, рыбы, птицы, звери.
Приведи примеры экологических связей в пресноводном сообществе.
Примеры экологических связей на примере цепей питания:
Стрелолист – улитка – цапля
Кубышка – лягушка – цапля
Прудовик – утка кряква
Головастик – карась – щука
Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
В особой охране нуждаются такие растения и животные пресных вод:
— белая водяная лилия;
— стрелолист;
— ландыш;
— кубышка;
— моллюски;
— бобры;
— цапли.
Задания для домашней работы (на выбор)
В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
В этой главе повествуется о том, что бобр – это огромный грызун, которого называют царём, ведь его размеры могут посоревноваться только с дикобразом. В главе упоминаются такие экологических связи, как:
— деревья для бобра – это строительный материал
— деревья для бобра – это источник питания.
Интересными мне показались такие факты:
1) Бобры не перестают жевать даже во сне, ведь зубы у них растут всю жизнь, и их нужно стачивать.
2) Живут бобры довольно много, от 20 до 25 лет.
3) Бобр выбирает деревья потоньше, сваливает их, а затем разгрызает и несёт в воду. Но может и завалить дерево, которое превышает размеры самого бобра в несколько раз.
4) Бобр обладает большой шкурой. Мех не пропускает воду, потому что он очень густой. При этом вся шкура связана жиром.
5) Хвост у бобра очень сильный, похож на лопату. Хвост одновременно и руль, и весло.
6) У бобра очень тонкий слух. При малейшем постороннем звуке, бобры уходят под воду. Ударом своего хвоста они предупреждают об опасности своих сородичей.
В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Берегите раков!», «Зачем нужны в реке ракушки». Приходилось ли тебе сталкиваться со случаями, похожими на те, которые описаны в рассказах? Что ты об этом думаешь?
В рассказе «Берегите раков!» повествуется такая ситуация, что школьники вылавливают раков из речки ради веселья. Но ребята не знали, что раки не могут жить в загрязненной воде, в которой мало кислорода. Они гибнут из-за массового вылова, а ведь выполняют огромную роль в сообществе пресных водоёмов.
Раки – это санитары для водоёмов, как дятлы для леса. Они поедают остатки растений, очищая пруды и озёра.
Немного иная ситуация в рассказе «Зачем нужны ракушки». Все мы, гуляя у водоёмов, могли наблюдать странные панцирные организмы, которые живут на дне озёр и рек. К таким относится, например, беззубка или перловица.
Жёсткий панцирь защищает мягкое тело. Плотно сжатые створки пропускают воду с питательными веществами, а затем выбрасывает уже очищенную воду.
Скорость моллюска очень медленная из-за чего очень часто люди вылавливают их и пытаются открыть, что приводит к гибели животного. Я считаю, что делать это категорически запрещено, ведь животное очищает водоём.
Любой навык лучше отрабатывать самостоятельной практикой, и решение задач — не исключение. Прежде чем обратиться к подсказкам, стоит попробовать справиться с заданием, опираясь на свои знания. Если дойти до конца удалось — проверить ответ и в случае расхождений сверить своё решение с правильным.